Пятигорск ведёт свою историю от основания в 1780 году Константиногорской крепости, названной в честь внука Екатeрины I, Константина Павловича. Строительство крепости было окончено в 1783 году. Точное место её расположения неизвестно. Согласно первой версии, крепость была построена в четырёх километрах от источников на горе Горячей, на месте слияния рек Золотушка и Подкумок. Сейчас место, где Золотушка впадает в Подкумок, находится на значительно большем расстоянии от источников и не соответствует историческому описанию. По другой версии, Константиногорское укрепление находилось рядом с нынешней железнодорожной станцией Ново-Пятигорск. Неподалёку от станции есть курган, который считают остатками той самой Константиногорской крепости. Однако учёные утверждают, что это — скифское захоронение, не имеющее отношения к укреплению.
Тем не менее, все источники сходятся в том, что осенью 1783 года Константиногорская крепость приняла на размещение свой первый гарнизон. Солдаты, вышедшие в отставку, селились вблизи крепости. Так образовался посёлок Горячеводский, который существует и до сих пор. В 1830 году Горячеводское поселение получило степень уездного города. Официальная версия гласит, что Пятигорск был назван в честь горы Бештау.
В переводе с тюркского Беш – пять, Тау – гора.
В письме Комитета министров от 18 февраля 1830 года сказано: «Что касается наименования новому городу, то Комитет (министров) из трёх предлагаемых начальником Кавказской области, генералом Емануелем Г. А., названий находит со своей стороны приличнейшим дать оному название Пятигорска, по уважению, что гора Бештов, к подошве которой прилегает предназначенное для сего города место, известна под именем Пятигория и в древних Российских летописях». Что тоже является крайне интересным, так как первые здания Пятигорска были возведены у подножья горы Машук, а не Бештау. Пятигорией же называлось древнее княжество, сведения о котором крайне отрывочны. До нас дошли лишь косвенные упоминания, как например, из письма генерала Н. Н. Раевского дочери. Он писал о старых ваннах, что они «...ни вида, ни выгод не имеют; новые же (Ермоловские ванны) представляют и то, и другое, и возможную чистоту, и опрятность. Вид из оных наиприятнейший на Бештову гору или Пятигорию, ибо по оной бывшее тут в древности княжество называлось...».
В начале XIX века Пятигорск не мог порадовать приезжих хорошими условиями для лечения. Прибывшие на воды больные размещались в калмыцких кибитках или солдатских мазанках. Аренда одной кибитки или части дома обходилась страждущим около ста рублей в месяц.
Для сравнения килограмм говядины стоил 6 копеек, курица — 5 копеек, десяток яиц — 2 копейки.
Курорт начинает развиваться лишь после назначения генерала Ермолова главнокомандующим войсками на Кавказе. В 1817 году он посетил Пятигорск. По его инициативе образуется строительная комиссия, занимающаяся благоустройством города. Благодаря этому, в городе создаются парки, строятся прогулочные галереи. По инициативе генерала Ермолова было построено здание, приспособленное для принятия ванн с минеральной водой (Ермоловские ванны). В 1822 году Ермолов пригласил итальянских архитекторов братьев Джованни и Иосифа Бернардацци. После заключения ими контракта с медицинской коллегией на строительство нового города-курорта, архитекторы начали возведение зданий Пятигорска. Именно благодаря братьям Бернардацци архитектура Пятигорска приобретает черты лучших европейских курортов.
По настоянию А. П. Ермолова на Кавказские Минеральные Воды были откомандированы учёные медико-хирургической академии, которые занялись изучением лечебных свойств минеральных источников.
Пятигорску везло на толковых генералов. В 1826 году Алексея Петровича Ермолова на посту командующего войсками Кавказской линии сменяет Георгий Арсеньевич Емануель. Он так же уделяет много внимания благоустройству города. За пять лет под его руководством братьями Бернардацци был разбит парк на склонах гор Машук и Горячая. Отроги Машука были засажены деревьями и виноградом. Дорожки были посыпаны необычным красным песком. Были построены беседки и гроты, было установлено множество скамей для отдыха. Впоследствии парк был назван Емануелевским (Эммануэлевским).
В начале XIX века учёными Цеэ, Нелюбиным, Савенко и Конради ведётся активная работа по исследованию целебных свойств минеральных источников. Появляются первые научные труды, которые способствуют популяризации курорта. В сезон 1830 года в Пятигорске проходят лечение 1500 человек. Однако многие жаждущие выздоровления не обращались к врачам, а принимали процедуры самостоятельно. Считалось, что всякому приехавшему на воды необходимо было лечиться сперва горячими серными водами в Пятигорске, после принимать процедуры с железистыми источниками Железноводска и заканчивать лечение нарзанными ваннами в Кисловодске. При этом необходимо было пить огромное количество воды — чем больше, тем сильнее лечебный эффект. Неудивительно, что после такого лечения многие уезжали ещё более больными, чем приехали.
История города тесно связана с именами многих замечательных людей. Пушкин дважды посещал Пятигорск: в 1820 году он приезжал на лечение; в 1829 году был здесь проездом. В своём сочинении «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года» он с теплотой вспоминает о Пятигорске.
«...Из Георгиевска я заехал на Горячие воды. Здесь нашёл я большую перемену: в моё время ванны находились в лачужках, наскоро построенных. Источники, большею частию в первобытном своём виде, били, дымились и стекали с гор по разным направлениям, оставляя по себе белые и красноватые следы. Мы черпали кипучую воду ковшиком из коры или дном разбитой бутылки. Нынче выстроены великолепные ванны и дома. Бульвар, обсаженный липками, проведён по склонению Машука. Везде чистенькие дорожки, зелёные лавочки, правильные цветники, мостики, павильоны. Ключи обделаны, выложены камнем; на стенах ванн прибиты предписания от полиции; везде порядок, чистота, красивость...
Признаюсь: Кавказские воды представляют ныне более удобностей; но мне было жаль их прежнего дикого состояния; мне было жаль крутых каменных тропинок, кустарников и неогороженных пропастей, над которыми, бывало, я карабкался. С грустью оставил я воды и отправился обратно в Георгиевск. Скоро настала ночь. Чистое небо усеялось миллионами звёзд. Я ехал берегом Подкумка. Здесь, бывало, сиживал со мною А. Раевский, прислушиваясь к мелодии вод. Величавый Бештау чернее и чернее рисовался в отдалении, окружённый горами, своими вассалами, и, наконец, исчез во мраке...»
Пятигорск очаровывал многих. Так, в творчестве Лермонтова Пятигорску отведено особое место. Поэт жил в Пятигорске в 1818, 1820, 1825, 1837 и 1841 годах. Здесь он написал множество своих выдающихся стихотворений. Завязка романа «Герой нашего времени» начинается именно с описания Пятигорска.
Последний приезд М. Ю. Лермонтова на воды стал роковым. Он был убит на дуэли у подножья Машука.
В 1837 году в Пятигорск на лечение приезжает Белинский. Так совпало, что в это же время в Пятигорске отдыхал и Лермонтов. Они встретились на квартире у поэта Сатина, с которым Лермонтов был дружен. По воспоминаниям Сатина, как только речь зашла о литературе, в частности, о Вольтере, Лермонтов начал подтрунивать над Белинским. Причиной раздора стали слова: «Да, я вот что скажу вам об вашем Вольтере — если бы он явился теперь к нам в Чембар, то его ни в одном порядочном доме не взяли бы в гувернёры». Эта реплика, впрочем, не лишённая смысла и правды, окончательно разозлила Белинского. Несколько секунд он молча смотрел на Лермонтова, потом взял фуражку и, едва кивнув, вышел из комнаты.
Белинский и Лермонтов — уроженцы г. Чембар в Пензенской губернии.
В 1852 и 1853 году в Пятигорске жил Л. Н. Толстой. Здесь он написал свою первую повесть «Детство» и рассказ «Набег».
Своих героев отправляют сюда Ильф и Петров. Здесь же происходят ключевые события в романах Василия Звягинцева.
В 1893 году к городу была подведена железнодорожная ветка. Это в несколько раз увеличивает приток отдыхающих. Ведётся активное строительство гостиниц и пансионатов. В 1903 году запустили гидроэлектростанцию «Белый уголь», которая обеспечивала курорты Кавминвод электричеством. Незадолго до начала первой мировой войны в Пятигорске была построена грязелечебница, которая ничем не уступала лучшим мировым аналогам. Открывается Пятигорский городской театр. В это же время принимают первых пациентов Тиличеевские (Пироговские) ванны.
В 1913 году на лечение в Пятигорск приехало 38600 человек, это почти в три раза больше, чем в 1900 году.
В годы первой мировой войны Пятигорск, как и все курорты Кавминвод, был превращён в госпитальную базу.
Начавшаяся вскоре революция и гражданская война приносит с собой разруху и неустроенность. Курорты перестают действовать. За годы гражданской войны многие курортные учреждения были разрушены. Пятигорск лишился нескольких исторических памятников.
В 1921 году начинаются работы по восстановлению курорта. Декретом от 21 июля 1921 года было предписано передать все здания, пригодные для создания санаториев, в ведение курортных управлений. Но курорты продолжали выполнять госпитальную функцию. Летом 1920 года Пятигорск принял на лечение около 10 000 солдат и офицеров Красной Армии. В 1925 году в Пятигорске действовало лишь 4 санатория. Многие скважины минеральных источников находились в плачевном состоянии. За четыре последующих года Советская власть выделяет на цели восстановления гидроминеральной базы более 28 миллионов рублей.
Популярность курортов была невероятной. С наступлением сезона численность жителей и гостей Пятигорска увеличивалась в три раза. В 1939 году здесь проходили лечение более 60 тысяч человек.
Великая Отечественная Война 1941 года прервала развитие курорта. Санатории и пансионаты вновь были переоборудованы в госпитали. В августе 1942 года Пятигорск был оккупирован. Немецко-фашистские войска находились в Пятигорске шесть месяцев. Всего через четыре месяца восстановительных работ пятигорские санатории вновь приняли на лечение первых раненых и больных с фронтов.
С 1960 года начинается строительство множества новых санаториев и укрупнение уже существующих. В эти годы возводятся санатории: «Дон», «Родник», санаторий им. Кирова, «Зори Ставрополья», «Тарханы», и, чуть позже, — «Ленинские скалы».
Строительство санаториев продолжалось вплоть до 1985 года. Перестройка сделала невозможным развитие Пятигорска как курортного города. Количество отдыхающих резко сократилось, даже в летний период санатории и пансионаты стояли полупустыми. Прекратили деятельность Пушкинские ванны. Некоторые корпуса санаториев пришли в запустение и были разрушены. В районе 1-й горноохранной зоны горы Машук началось несанкционированное варварское строительство, в результате иссякли несколько источников минеральной воды.
Во время перестройки объекты курортной инфраструктуры переходили из рук в руки. Многие попадали под контроль людей далёких от бальнеологии. К примеру, в здании Ермоловских ванн ныне размещается отделение коммерческой клиники. В результате махинаций около ста гектаров северо-западного склона Машука было передано в частные руки. На этой территории была вырублена уникальная ореховая роща, посаженная в 60-х годах прошлого века. Также велось масштабное строительство на юго-восточном склоне горы Машук. Непосредственно на скальных карстовых породах был построен торговый комплекс, в котором разместились крупные сетевые магазины. Именно карстовые скальные породы горы Машук отвечают за формирование минеральных источников, которыми так гордится Пятигорск.
Ущерб, нанесённый курортному делу таким методом хозяйствования, сравним по масштабам с оккупацией Пятигорска немецко-фашистскими захватчиками.
Помимо уникальной бальнеологической базы Пятигорск по праву гордится своими огромными рынками. Считается, что этот комплекс оптово-розничных рынков является самым крупным в мире. Это — своего рода новейшая достопримечательность, доставшаяся в наследство Пятигорску от перестроечных времён.
Сейчас в границы природоохранной зоны входит вся гора Машук и практически весь старый город. Неизвестно, куда может завести бездумное отношение к землепользованию в курортном регионе. Поэтому спешите посетить Пятигорск, пока он ещё может порадовать вас сумасшедшим разнообразием минеральных источников. Грязь солёного озера Тамбукан всё ещё остаётся целебной. Существует и развивается курортная инфраструктура. Медицинский персонал использует весь накопленный опыт и бальнеологический арсенал для вашего выздоровления.
Мало кто знает, что самый большой поющий фонтан на Юге России расположен в Ессентуках. Такого нет ни в Сочи, ни в Краснодаре, ни в Абрау-Дюрсо, где «поет» чуть ли не все озеро. В Ессентуках фонтан расположен на главной Театральной площади. Площадь фонтана более 400 м², а впервые он «запел» в 2007 году.